Предыстория появления музея
от разрушенного дота до первых субботников
Находка и потеря дота № 34
Леонид Харитонов
...Меня (попросили) рассказать ту часть истории в связи с находкой и потерей этого ДОТа (прим.: речь о доте № 34), которая мне известна. Алексей Седельников поправит, если я что забыл или перепутал.
Для меня эта история началась в конце зимы 2011 г., когда, рассматривая топогеодезическую съемку Ленинграда в масштабе 1:2000 на предмет объектов, помеченных как ДОТы, я нашел один такой, мне неизвестный, к северо-востоку от Купчинских карьеров и к северу от четырех уже известных огневых точек на территории 2-й площадки Радиоцентра № 3. Отнеся его к условному оборонительному узлу в окрестностях проспекта Славы ("S"), я дал ему номер S-12, так как на тот момент были известны уже 11-ть. Вот этот топоплан (но найденный мною ДОТ отмечен, как S-20):
Сделав наложение топоплана на спутниковый снимок
я убедился, что ДОТ находится на территории некоего промышленного объекта, судя по Викимапии то ли "Металлопроката", то ли "Металл-Резерва", и в конце апреля — начале мая 2011 г. попытался туда проникнуть с "черного входа", со стороны карьеров. Однако после нескольких попыток убедился, что это невозможно: все подходы перекрыты, и ДОТ находится на закрытой территории. Посему, как и во всех подобных случаях, я выложил всю известную информацию о нем в свой альбом о городских ДОТах в группе ВКонтакта "Память о блокаде Ленинграда", где я модератор по фото-изобразительной части.
В конце сентября 2011 г. со мной связался один сотрудник завода "Стройфарфор", попросивший не называть его имени, и сказал, что по работе может снять S-12. Я, конечно, попросил его это сделать, по возможности, детальнее, по возможности, сфотографировав интерьеры и определив направление стрельбы. В первой половине сентября 2011 г. он сделал 18 фотографий и переслал их мне, предупредив, что "Стройфарфор" ныне активно эвакуируется и все скоро снесут, включая, скорее всего, и ДОТ. Внутрь ему попасть не удалось, так как вход был закрыт. К фотографиям он приложил схему местонахождения и положения ДОТа:
Из этих материалов сразу стало понятно, что:
1) ДОТ — артиллерийский под установку Л-17,
2) это полукапонир, и его примерное направление стрельбы 135 градусов (стрелял в район противотанкового рва у кладбища Памяти жертв 9 января, прикрывая тамошние пулеметные ОТ),
3) его координаты (сняты с Google Maps): 59.859851 N, 30.4140508 E, и он находится примерно в 140 м севернее от точки, которую я первоначально нашел на топоплане. Иначе говоря, это другой дот!
Я для контроля соотнес общий план ДОТа на фоне строений со спутниковым снимком этих строений и убедился, что положение ДОТа показано совершенно правильно, т. е. координаты точные.
По каким-то техническим причинам, точно уже не помню каким, оказалось удобнее сохранить индекс S-12 за вновь сфотографированным ДОТом на "Стройфарфоре", а ДОТу на территории Металлобазы я поэтому присвоил индекс S-20, опять же — самый последний свободный номер.
Испросив разрешение у автора фотоснимков на публикацию, я разместил фото в упомянутом своем альбоме, а также отослал Алексею Седельникову в Книгу Памяти, где на него была заведена карточка.
Понимая, что к ДОТу нужно попасть побыстрее, мы с Алексеем в где-то в ноябре 2011 г. проездом завернули к бывшему "Стройфарфору". Охрана была еще стройфарфоровская. Хамить охранники не хамили, но пустить без разрешения начальства не пустили, и предложили связаться с некоторым начальником в ранге, кажется, зам. директора "Стройфарфора" (у Алексея есть точные координаты), который, видимо, отвечал за уже почти опустевшую территорию. Максимум, что мы с Алексеем тогда смогли сделать, — от ворот пронаблюдать положение той башенки (сейчас ее уже нет), под которой, как видно на фото, приютился ДОТ. В тот момент упомянутого товарища на месте не оказалось, и мы позвонили ему, как и предложила охрана, вечером. Видимо уже предупрежденный охраной о том, что некие активисты пытались пройти на территорию и посмотреть на ДОТ, сей товарищ понес какую-то чушь, что он, мол, пустить никого не может, без разрешения нового хозяина (т. е. застройщика, "Группы ЛСР"), к которому нужно обращаться с разрешением на проход чуть ли не письменно. Было, конечно, понятно, что товарищ темнит и изворачивается, но формальных предлогов вломиться на территорию силой или просто пригрозить у нас не было, и пришлось искать такую возможность.
Возможность представилась в конце 2012 г., когда мы познакомились с Павлом Швецом, помощником депутата Госдумы О. Г. Дмитриевой, который заинтересовался всем ДОТовским хозяйством Петербурга на предмет его принятия под охрану в качестве памятников культурного наследия. Он организовал в январе-ферале 2013 г. ряд депутатских и журналистских запросов в связи с петербургскими ДОТами вообще, и в связи с находившися под явной угрозой ДОТом S-12 на "Стройфарфоре", в частности. В общем, запросы были "отфутболены". В Горвоенкомате ответили, что бывшие ДОТы у них на учете не состоят. В КГИОП знают о тех, примерно 6-ти, которые мемориализированы в Кировском и Московском районах, а остальные-де могут быть на балансе райадминистраций, а то и вовсе "ничейные". Это из 86-ти (виноват, уже 85-ти) известных ДОТов и ЖБОТов и артказематов в границах Ленинграда 1980-х гг. (т. е. без "пригородных" городских районов Колпинского, Курортного, Пушкинского, Петродворцового и т. п.). Включить проведение госэкспертиз этих ДОТов на предмет объектов культурного наследия в КГИОП не могут, так как финансирование программы на 2013 г. уже закрыто, и пусть мы сами, как заинтересованные лица, инициируем такую экспертизу. В Земельном комитете по запросу "Моего района" (Купчино), говорят, что около 30-ти ДОТов болтается на карте РГИС КГА, а остальные — ничейные, но сносить их инвестору без согласования с госслужбами нельзя. Во Фрунзенской райадминистрации дело тоже глухое. В "Группе ЛСР" журналистам из "Моего района" ответили, что ДОТ не находится на их территории и вообще они о нем ничего не знают, что есть просто грубая ложь. Откликнулся только соседний муниципальный округ "Купчино", где планируется организовать музей рубежа "Ижора" на базе памятника 3-й ДНО и соседнего ДОТа S-7.
Пока шла эта переписка известный купчинский краевед Денис Шаляпин (автор сайта http://www.kupsilla.ru/) опубликовал статью "Рубеж «Ижора»: фашисты не прошли, идут инвесторы" в "Новостях Купчино", а другой энтузиаст, Георгий Шишов, 1 марта с. г. проник на территорию теперь уже строительства ЖК "София", и вот его фотоотчет.
Кучка битого бетона поменьше — это все, что осталось от ДОТа S-12.
В связи с этим были написаны ряд заметок в информационные издания в "Новости Купчино", "Фонтанка.Ru", "ЗакС.Ru", в "Карповке.Net" а сегодня с участием Алексея был снят сюжет "Петербургского телевидения". Завтра еще один известный питерский телеканал будет снимать. Поскольку имеет место явное нарушение статьи 37 Закона РФ об объектах культурного наследия, готовим и письмо-запрос в прокуратуру.
В сущности, это важно не столько для погибшего ДОТа S-12, сколько:
1. Чтобы инициировать процесс выяснения статуса, постановки на учет и каталогизации в число объектов культурного наследия оставшихся 85-ти городских ДОТов (из них, 63 — рубежа "Ижора").
2. Чтобы снять угрозу аналогичного уничтожения с четырех огневых точек на территории 2-й площадки Радиоцентра № 3. Она согласно новому генплану уже является зоной жилой застройки и включена в план перспективной застройки. Сейчас там находятся два ЖБОТа 25-секционного типа (О-19 и О-21), сборный ж/б артказемат под полевую дивизионную пушку (О-20) и 2-амбразурный ДОТ под НПС-3 (О-18).
ЖБОТы O-19 и O-21 с согласия руководства муниципального округа "Купчино" планируется перевезти и установить на проспекте Славы возле памятника 3-й ДНО (у дома № 10). Все это вместе с соседним арт. ДОТом S-7 можно сделать своеобразным мемориалом по рубежу "Ижора" с соответствующим информационным обеспечением и т. п. "Эскиз" уличной части памятника такой ( (с) П. Швец):
Артказемат O-20, в принципе, — разборный, но блоки там потяжелее. Пока непонятно, кто и куда его может перевезти. ДОТ O-18 нужно сохранять на месте, проведя историко-культурную экспертизу и поставив ДОТ под охрану.
Последнее, что пока можно сказать. Тот же Георгий Шишов одновременно побывал на Металлобазе и пока ДОТа S-20 обнаружить не мог. Мои координаты от совмещения топоплана и спутникового снимка, конечно, — примерные, но там ничего внешне не было видно. То ли ДОТ под снегом, то ли где-то под ангарами, то ли вышла промашка с координатами, то ли его вообще давно снесли. В субботу утром вместе с Алексеем Седельниковым и Денисом Шаляпиным поедем туда выяснять.
Текст был опубликован на форуме "Фортовед" 4 марта 2013 года.
Репортажи телеканалов, снятые "по горячим следам" в связи с разрушением дота на территории будущего жилищного комплекса "София":
Депутатский запрос О. Г. Дмитриевой губернатору Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко от 13 марта 2013 г. по поводу сноса дота и просьбой проведения инвентаризации оборонительных сооружений блокадного Ленинграда и проведения историко-культурной экспертизы (прим.: экспертиза была проведена осенью 2014 года; 7 мая 2015 было издано распоряжение о включении в реестр объектов культурного наследия комплекса фортификационных сооружений Ленинграда 1920-40-х гг.)
24 марта 2013 года группа членов КИФа, участников проекта "Книга Памяти" и местных жителей собралась возле 2-амбразурного ДОТа на бывшем радиополе, территорию которого, на тот момент, предполагалось отдать под строительство жилого комплекса. Чтобы не повторилась ситуация со сносом дота как при строительстве ЖК "София" и по результатам обследования было решено подготовить и провести 27 апреля субботник по расчистке дота и участка между ним и улицей Димитрова и установить информационный стенд.
Субботник первый, весенний
27 апреля 2013 г.
Денис Шаляпин
http://www.kupsilla.ru
Десять часов. На несильно загруженной транспортом в субботнее утро улице Димитрова в Купчине начинает выстраиваться кавалькада из припаркованных у тротуара автомобилей. Большинство из них – внедорожники. Из машин выходят мужчины в характерных головных уборах – банданах. Однако это вовсе не морские разбойники. Это участники клуба "Все 4×4". Казалось бы, что же могло привлечь сюда этих людей? Никаких автомобильных трасс поблизости нет. Но не желание покататься по ухабам и продемонстрировать собственное мастерство заставило их прибыть сюда в свободное от работы время. Есть простое и ёмкое слово, в полной мере обозначающее чувства людей, собравшихся здесь, это – патриотизм.
Подъехал эвакуатор. Нет, никого оттаскивать или вывозить не требуется. Это кифовцы – представители Клуба истории и фортификации (КИФ), привезли на нём изготовленные заранее мемориальные доски, мешки для мусора и разнообразный садовый инвентарь.
Начали разгружаться. Экипировка серьёзная: бензопилы, болгарки, перфораторы, сварочный аппарат, бензогенераторы. Очертили фронт работ. Мужики с бензопилами пошли на штурм перелеска. Остальные энтузиасты, вооружившись лопатами, выдвинулись в сторону ДОТа. Непременным атрибутом всех участников являются резиновые сапоги. Грязь кругом непролазная…
Странным образом сохранилась эта часть заболоченной, заросшей кустарником купчинской земли, в том самом виде, в каком, быть может, существовала ещё в допетровские времена. Но почему так вышло? Разгадка проста. Ещё с середины 1950-х годов и вплоть до перестроечных времён, на этом месте располагалась радиостанция, призванная не допускать пропаганду капиталистического образа жизни на советской земле. Вся эта территория была хорошо известна, как "глушилка". Задача эта была политическая, и на площадку никто не покушался. Но, хотя и эта часть нашей истории не должна быть выброшена из памяти, не на этом хотелось бы сейчас заострить внимание.
Задолго до того, как "вражеские голоса" стали с завидной регулярностью подрывать социалистические устои, в 1943 году, в прифронтовом блокадном городе возводился южный оборонительный рубеж, известный под именем "Ижора". Рубеж состоял из системы фортификационных сооружений, в основном – долговременных железобетонных огневых точек. Задача перед создателями рубежа стояла нелёгкая. В кратчайший срок было построено более ста фортификационных сооружений на расстоянии от 800 метров до 5 километров от переднего края обороны. И с задачей справились!
Здесь, на площадке радиоцентра, неподалёку от одной из сохранившихся, хотя уже и не работоспособной фидерной мачты, расположен ДОТ – двухамбразурная долговременная огневая точка. Именно этот ДОТ, один из четырёх фортификационных сооружений, сохранившихся на площадке радиостанции, и стал объектом внимания и заботы всех собравшихся сегодня. Выбор был не случаен. Этот ДОТ ближе других находится к дороге, при этом совершенно не заметен с неё. О существовании ДОТов на этом месте вообще мало кому известно. Только местные жители, да знатоки фортификации времён Великой Отечественной осведомлены о них.
Задача перед участниками акции стояла простая и не затейливая: сделать ДОТ заметным. Заметным в самом широком смысле слова. Не только продемонстрировать фортификационное сооружение всем, проезжающим по улице Димитрова, но и привлечь внимание общественных организаций, руководство района, города к ситуации, когда над уникальным комплексом фортификационных сооружений нависла реальная угроза уничтожения.
Подходим к ДОТу. Боже мой, сколько ж тут мусора! Банки, коробки, пластиковые бутылки, старые башмаки и ещё какие-то предметы неопределённой конфигурации и немыслимого предназначения. Как всё это попало сюда, остаётся только недоумевать. Ведь до дороги более пятидесяти метров. А для прогулок место это не слишком подходящее. Преступили к сборке мусора. Начали расчистку ДОТа. С крыши сняли внушительный слой земли, обнажив при этом железные штыри. Специалисты сразу определили, что это крепления для маскировочной сетки. Ни на одном ДОТе в городе они не сохранились, их просто спиливали.
А по округе разносятся шум и треск. Гудят бензопилы и трещат падающие деревца. Пилят не все деревья, а лишь те, что мешают прямому обзору ДОТа с улицы Димитрова. Лесочек этот молод. Лет двадцать назад его не было. Площадку радиостанции регулярно чистили. Но ДОТ и тогда не виден был с дороги. Ведь дороги то ещё не было. Улицу Димитрова, между Софийской и Малой Бухарестской улицами, проложили всего несколько лет назад.
Шум бензопил внезапно пошёл на убыль, и вскоре всё стихло. Послышались крики с дороги.
— Что там?
— "Пепельницу" привезли!
По указанию главы местного муниципального образования у дороги сгружали весьма внушительных размеров контейнер для мусора. Все спиленные деревья и кусты начали подтаскивать к контейнеру. Чтобы уместить всё, допиливали уже прямо около дороги.
Тем временем у двух амбразур и двух входов в ДОТ кипела работа. Расчищали подходы и выносили мусор из ДОТа. Работа не простая. Весна нынче поздняя. Лишь верхний слой земли полностью растаял. А глубже – слежавшаяся глина. И не просто слежавшаяся, а ещё и смёрзшаяся. Копать такую не возможно. Надо долбить. Долбить, так долбить! Перфоратор в руки и, под мерный рокот генератора, вперёд!
С другой стороны ДОТа какие-то крики...
— Что там опять?
— Бомбу нашли!
— Бомбу? Так что, все в укрытие?
— Да нет, не бомбу, миномётную мину и без взрывателя. Опасности никакой.
Продолжаем работать. Кто-то побежал фотографироваться на фоне обнаруженного раритета. Знатоки определили находку, как очень похожую на немецкую минометную мину марки 5cm Wgr. 36.
За ДОТом многочисленные канавы. Это остатки траншей того же времени, что и сам ДОТ. К одной из траншей прокапываем дорожку от входа в ДОТ. Для слива воды в перспективе. Внутри ДОТа ещё не менее полуметра льда. Когда всё это растает, можно только гадать. Долбить это уже не будем. Расчищаем ходы, спиливаем ещё несколько деревьев, готовим решётки.
Кому-то на голову упала большая ветка. Слава Богу, никто не поранился, и уж конечно, никто не обиделся. На такие мелочи здесь внимания не обращают.
Перекур. Курят не многие. А вот выпить стаканчик компота, чая или кофе – это очень кстати. У дороги организована палатка с напитками на любой вкус. Правда, алкоголя нет. Да здесь крепкие напитки и не будут востребованы. Не за тем собрались.
Возвращаемся к ДОТу, продолжаем копать. Принесли сварочный аппарат. Дабы исключить проникновение внутрь асоциальных элементов, входы в ДОТ укреплены надёжно. Мы сами же и демонтируем эти решётки, когда вернёмся сюда, чтобы продолжить работу. Установили мемориальную доску. Точнее, доски две: одна непосредственно у входа в ДОТ, вторая на улице Димитрова. На досках: "Памятник истории. Долговременная огневая точка. Вооружение: 2 пулемёта «Максим» 7,62 мм. Оборонительный рубеж «Ижора» 1943 год". Прикрутили качественно, предприняли дополнительные меры. Желающих стащить доску при помощи гаечных ключей просят не беспокоиться, усилия будут бесплодны.
В течении всего дня на работах по расчистке ДОТа присутствовало около ста человек. Кроме упоминавшихся выше участников клуба "Все 4×4" и КИФ, присутствовали представители движения "Красивый Петербург", координаторы проекта "Неизвестное Купчино", представители Муниципального образования № 75, кадеты школы № 364, участники целого ряда других проектов и сообществ, местные жители – купчинцы, которым небезразлична история родного края. Приезжали и представители прессы. Ряд телеканалов заинтересовался происходящим и откомандировал своих корреспондентов освещать сие событие.
На сегодня всё. Генераторы заглушены. Провода смотаны. Уносят сварочный аппарат. Проверяем решётки. Крепко, на совесть. Фотографируем облагороженный ДОТ. Ну и конечно несколько фото в семейный альбом. Сворачивают палатку, грузят садовый инвентарь. Битком набитый мусорный контейнер красноречиво свидетельствует об объёме проделанных сегодня работ.
Но работы отнюдь не завершены. Летом мы вернёмся сюда и продолжим. Мы только в самом начале пути. Кто с нами?