Эхо войны: демонтаж железобетонного ДОТа
Демонтаж дота № 107 оборонительного рубежа "Ижора" в ноябре 2008 года
Дот построенный в 1943 году и имевший по ведомости сооружений оборонительного рубежа "Ижора" номер 107, был разрушен в ноябре 2008 года. Материал о разрушении, представленный ниже, был опубликован 30.12.2011 на сайте компании, выполнявшей заказ на демонтаж огневой точки. Интересен с точки зрения качества и мощности сооружения. Название материала сохранено.
Источник: Эхо войны: демонтаж железобетонного ДОТа
В нашей демонтажной практике есть такие объекты, которые иначе как уникальными не назовешь. Например, немногим строительным компаниям приходилось сталкиваться с разборкой железобетонных ДОТов времен Великой Отечественной Войны.
ДОТ (долговременная огневая точка) — укрепленное сооружение, чаще всего бетонное, с амбразурой для пушки или пулемета. После ВОВ часть ДОТов на подступах к Ленинграду были демонтированы, часть оставлены под памятники, а часть попросту заброшены. Именно поэтому эти неучтенные и забытые укрепления иногда обнаруживают в начале строительства новых зданий и дорог.
В нашем случае заброшенный, не являющийся памятником ДОТ оказался на пути строительства железной дороги в районе станции Автово. Ситуацию осложнял тот факт, что рядом с ним находились опоры автомобильного путепровода, под которыми и должны были пройти ЖД пути. Таким образом, исключались методы демонтажа взрывом и тяжелым экскаватором по причине опасного вибрационного воздействия на мост.
Для проведения специализированных работ была приглашена наша компания. В начале предполагалось выполнить разборку только силами двух тяжелых роботов Brokk 330. На опоры были установлены датчики вибрации для контроля воздействий на путепровод. И вот первая машина, используя гидромолот, приступила к разрушению бетона. Сразу стало понятно, что работа не будет быстрой и легкой: бетон оказался весьма крепким и находился в хорошем состоянии.
Для ускорения демонтажа мы решили применить новый, но перспективный метод управляемого растрескивания. Однако, эта технология оказалась условно успешной в нашем случае. Дело в том, что в блокадном Ленинграде в конструкцию ДОТов в качестве армокаркаса, кроме стальных прутьев, клали рельсы, двутавровые балки и металлический лом. Естественно, никакого четкого порядка при укладке не соблюдали. Поэтому трещины в бетоне расходились на 30-50 см, и мощное армирование препятствовало разлому стен ДОТа.
Параллельно продолжались работы по механизированному демонтажу с помощью техники Brokk. Одновременное применение двух гидромолотов вызывало избыточную вибрацию, вследствие чего второй робот был оснащен ножницами по металлу. Небольшой по размерам ДОТ одновременно разбирали два Brokk 330, рабочие с гидроклиньями и бригада резчиков арматуры.
В завершение весь строительный мусор и бетонный окол роботы ковшами отгрузили в пухты. Полностью демонтаж железобетонного укрепления занял 10 дней. На удивление крепкий бетон и плотное армирование привели к увеличению сроков выполнения работ и повышенному износу пик гидромолота.
Мимо нашего внимания не прошел некоторый ажиотаж в СМИ, в котором Заказчика обвиняли в сносе ДОТа, как памятника времен ВОВ. Надо отметить, что при первичном осмотре объекта, наши специалисты отметили его полную заброшенность и неухоженность. Более полувека этот ДОТ стоял на пустыре и никому не было до него дела. Поэтому мы были очень удивлены большим количеством неизвестно откуда взявшихся ревнителей и хранителей памяти. Несмотря на возмущенные комментарии в интернете, в реальности ни один человек не пришел на стройплощадку выразить свой протест.